Главная » Актуально, Искусство

КЛЮКВА В ДЕКОРАЦИЯХ ДИКОГО ЗАПАДА

Или Джейн берёт ружьё

Фильм Джейн берёт ружьёВестерн должен был давно умереть. Его агония началась еще в эпоху появления ревизионистских фильмов, в которых американские режиссеры переворачивали, как тюки с грязным, давно не стираным бельем, все мифы прошлого – реакция на итальянскую волну спагетти-вестернов. В 60-е годы за дело взялись итальянцы – хлынула волна голого цинизма, натурализма, на первый план вышла жестокость, расчет, а хороший положительный герой вообще куда-то слился. Американский ответ итальянскому “Чемберлену” – Артур Пенн, Олтман, Пекинпа. Это 60, 70 годы. Все это время на поприще вестерна не уставал трудиться Клинт Иствуд – и не зря: в 1992 он снял своего “Непрощенного”, и, если раньше гроб просто заколачивали, то после “Непрощенного” всем стало понятно: гроб в могиле, его засыпают землей. Все, засыпали.

Фильм “Джейн берет ружье” – это попытка общения с мертвым духом. Сюжет – не нов. Героиня-женщина, хватающаяся за ружье – появлялась в вестернах и не раз. Например, “ Ханни Колдер”: в этом фильме секс-символ 1970-х, Рэйчел Уэлч, играет женщину, которая, одержимая жаждой мести – берет уроки стрельбы у бывалого парня, а потом дырявит убийц мужа.

Натали Портмен, помимо того, что сыграла главную женскую роль в этом фильме, так еще принимала активное участие в продюссировании. Оно и понятно – фильм рассказывает о романтической истории верности и, если хотите, неумирающей любви.

В фильме, как и положено, присутствуют все черты вестерна: циничные злодеи, сплевывающие после каждого слова; неизменные перестрелки, снятые технично, с небольшой дозировкой рапида, так чтобы не мозолило глаза; панорамные съемки в духе Форда – словно раскрытые пасти громадных чудовищ, каньоны, окруженные горами, которые, того и гляди, сейчас захлопнутся; размытые пейзажи, на фоне которых скачет всадник – камера передает дрожание фигуры, потому что очень жарко, пот течет, и воздух, как раскаленная сковорода; обязательные города с их салунами и обычной повседневной жизнью на улице – тут же доводят до ума гробы, тут же режут мясо, играют дети. И диалоги. В хороших вестернах их либо совсем мало, либо они очень круто сколочены, отсюда почти готовые афоризмы или, по крайней мере, крылатые реплики. Вот часть из них: “А если ему холодно – пусть ссыт под себя”, “А сейчас мне надо копать – надеюсь, не наши могилы”, “Ты даже не представляешь, что может сделать мать с убийцей своего ребенка”.

вестерн Джейн берёт ружьёВизуальный ряд фильма – безупречен: степенный, не однообразный и местами не предсказуемый. Ворона, во время полета врезавшаяся в стекло и вызвавшаяся панику у тех, кто заперся в доме (люди решили, что это кто-то стрелял) – находка, которую невозможно не отметить. Также, как и обстрел дома ночью – выстрелы, словно мгновенно взрывающиеся мотыльки, раздавались одновременно и отовсюду; стрелявших не видно, только понимание того, что дом окружен и бежать бессмысленно.

Тем, кто любит мелодрамы, подобная история о мести, любви и справедливости, которая восторжествовала, в конце концов – должна понравиться. Из-за подобного хэппи-энда фильм хочется упрекнуть в нереалистичности. Но что делать. Такая вот клюква в сахаре, завернутая в декорации Дикого запада.

Большая часть молодежи, скорее всего, не знакома с шедеврами ревизионистских вестернов и лучших образцов итальянской продукции, поэтому имеет неверное представление о жанре, в целом. Для них вестерн – это игрушечные индейцы, песни под гитару на фоне прерий и ковбой в блестящем стразовом костюме, словно конфетка – конфетка, скачущая на веселой лошадке. Им – ближе то, что снято уже после. А это – “Бандитки”, “Плохие девчонки”, “Молодые стрелки”, “Маверик” и другие. Ну и, конечно, Тарантино с его вестернами.

Да, время действия “Джейн берет ружье” – 1871 год. 6 лет назад закончилась Гражданская война. В фильме не затрагивается тема южан и северян – режиссер и сценарист как бы остались в стороне и не транслируют точку зрения на этот вопрос: кто прав и виноват. Хотя один из главных героев, вернувшийся с войны – янки. Федерал, одним словом.

Сам сюжет прост: героиня хочет нанять стрелка, чтобы расправится с бандой убийц – пока те не расправились с ней и ее дочерью. Оставив раненого мужа на ферме, она отвозит дочь в надежное место и едет в город. Сильная хрупкая женщина, которая, кстати, прекрасно стреляет из ружья и готова сделать все ради своей семьи. Разве это не заслуживает уважения?

Андрей Ноябрь

Читайте также:

В газете "Metro" пишут: "Прочитал - передай другому"
А мы говорим: "Прочитал - расскажи друзьям!"


Пожалуйста оцените статью

Не нравитсяНравится (Еще не оценили)
Загрузка...

Хочешь получать свежие статьи нашего журнала самым первым?

Подпишись: по RSS или на почту

Поделиться мнением или задать вопрос.

Вы можете высказать своё мнение или задать интересующий вас вопрос в полях ниже. Укажите эл. ящик, чтобы мы могли ответить вам лично.

Будьте вежливы. Не ругайтесь. Спам убивается моментально.

Также вы можете подписаться на комментарии по RSS, и следить за ответами.