Главная » Бизнес

Слияние компаний – способность выжить.

15 января 2012

Примеры слияния компанийС каждым годом объём отраслей увеличивается. Прибыли растут. Предложение новых товаров увеличивается. Но иногда всему этому наступает предел. Часто компании доходят до конечной точки, после которой рост или замедляется, или совсем останавливается. Что же делать в этих ситуациях? Искать причины? Есть более простое решение – поиск компаний для слияния.

Слияние – это объединение компаний на паритетных началах. Проще говоря, это обмен акциями и не более того. Конечно, иногда доли в объединённой компании получаются неравноценными, ведь нет двух одинаковых компаний с одинаковой долей на рынке, с одинаковой акционерной стоимостью. Поэтому часто акционеры одной компании получают несколько большую долю в объединённой компании. От этого никуда не уйти. Но пользу от объединения получают обе компании. Как это происходит?

Примеры слияния компаний

Довольно распространённым вариантом слияний является построение вертикально интегрированной компании, т.е. поставщик объединяется с потребителем. Такое объединение носило повальный характер в конце XX века, когда происходило объединение компаний в нефтяной отрасли. Там объединялась добыча и переработка, что резко снижало издержки переработчиков, а добытчики получали стабильную прибыль от продажи не нефти, а нефтепродуктов. Конечно, не во всех отраслях можно построить вертикально интегрированные компании. Например, в сфере информационных технологий или в интернет-компаниях сложно это сделать. Но и здесь происходят слияния. Например, объединение Amazon.com и Zappos.com. Это объединение интернет-магазинов принесло выгоду обеим компаниям. У Amazon.com было лучше технологическое обеспечение, а у Zappos.com было лучше взаимодействие с клиентами, поэтому у объединённой компании получилось лучше технологическое обеспечение, а также качество обслуживания увеличилось, что не могло не отразиться на увеличении доли на рынке, которое привело к увеличению рентабельности.

В каких случаях возможно слияние компаний?

1. Когда одна компания является потребителем другой – выгода заключается в снижении издержек.

2. Когда компании взаимно дополняют друг друга – вклад каждой компании помогает увеличить долю объединённой на каждом из рынков.

В других случаях объединение компаний сложно назвать слиянием, это уже будет поглощением. За счёт поглощения часто устраняют конкурентов. Обычно поглощения происходят, когда компании работают на одном и том же рынке или в одной и той же отрасли. Часто поглощения происходят, когда одна из компаний начинает терять долю на рынке, снижая свой курс акций, что является лучшим способом для компании-поглотителя увеличить свою долю на рынке и устранить конкурента. Иногда за счёт одного поглощения удаётся устранить сразу нескольких конкурентов. Обычно это происходит на рынках, где компания-поглотитель является безусловным лидером, когда доля компании на рынке приближается к 50 %. Такое может произойти на любом рынке, кроме только что зародившегося.

Как избежать поглощения? Провести слияние с компанией, действующей на вашем рынке, при этом доля этой компании должна быть сопоставима с вашей. Других вариантов в таком случае попросту нет, поскольку слияние с компанией с другого рынка вам ничем не поможет, вы наоборот можете ещё больше снизить свою долю, потому что упустите время на согласование сделки, а также на процесс консолидации активов, а иногда решающее значение может иметь один единственный день. Помните об этом.

Не забывайте, что проведя слияние компаний вы можете принимать решение в объединённой компании, а при поглощении вы этот контроль гарантированно теряете, конечно, если вы не акционер компании поглотителя.

Рекомендуем книги по теме:



Больше чем бизнес
Джон Браун
Воспоминания бывшего генерального директора BP (British Petroleum) Джона Брауна — это история человека, совершившего революцию в нефтяной отрасли. Он был одним из тех, кто заставил мировые нефтедобывающие компании понять, что конкурентное преимущество — это не только доступ к природным ресурсам, но и умение проявлять социальную ответственность.

Слияния и поглощения. практическое руководство
Стивен Брэгг
Данная книга отражает уникальный многолетний опыт автора в сфере инвестиционного банкинга и финансового консультирования и является исключительно полезной инструкцией по проведению удачных слияний и поглощений.
Искусство слияний и поглощений
Стенли Фостер Рид, Александра Рид Лажу
Хорошо продуманное и организованное слияние или поглощение вполне может стать основой выживания и роста любой компании. И наоборот, плохо спланированное слияние или поглощение способно не только навредить фирме, но и послужить причиной ее гибели. «Искусство слияний и поглощений» — классическое издание, охватывающее все аспекты слияний, поглощений и выкупов.

Читайте также:

В газете "Metro" пишут: "Прочитал - передай другому"
А мы говорим: "Прочитал - расскажи друзьям!"


Пожалуйста оцените статью

Не нравитсяНравится (0 рейтинг, 2 голосов)
Загрузка...

Хочешь получать свежие статьи нашего журнала самым первым?

Подпишись: по RSS или на почту

2 комментария »

  • Настя пишет:

    Подскажите, пожалуйста, яркие примеры слияния с обменом акциями между монополиями, слиянием активов фирм разных стран

  • автор статьи пишет:

    Самым ярким примером слияния на мой взгляд являются:
    — объединение Exxon и Mobil в 1998 году;
    — объединение Amazon.com и Zappos.com в 2009 году;
    — покупка Groupon своего российского аналога Дарберри в 2010;
    — выкуп компанией Michelin акций компании Citroen;
    — объединение компаний Daimler-Benz AG и Chrysler LLC в 1998;
    — объединение компаний РусАл и СУАЛа в 2006 году.
    Среди компаний монополистов можно привести пример объединения BP и Castrol в 2000 году, в этом случае монополистом был Castrol, т.е. компания не монополист выкупила монополиста.

Поделиться мнением или задать вопрос.

Вы можете высказать своё мнение или задать интересующий вас вопрос в полях ниже. Укажите эл. ящик, чтобы мы могли ответить вам лично.

Будьте вежливы. Не ругайтесь. Спам убивается моментально.

Также вы можете подписаться на комментарии по RSS, и следить за ответами.